Памятник первому самосвалу Минского автозавода (МАЗ-205) установлен в Туле, в промзоне, на улице Пржевальского рядом с территорией ЗАО Артон. Проехать к памятнику можно на городском автобусе №13 (проходит рядом с памятником, можно "попроситься") или №24 (500 метров пешком в сторону Новомосковского шоссе от остановки "ОАО Полема"). Необходимо учесть, что эти автобусы иногда не доезжают до "Завода", а разворачиваются на промежуточных конечных. Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет. Дату установки и историю этого конкретного грузовика мне определить не удалось. Автомобиль определённо имеет отношение к транспортному обеспечению ОАО "Тулачермет", а скорее его предыдущей инкарнации - НПО "Тулачермет". Возраст, на момент съёмки (08 марта 2014 года), не менее 49 лет. 01. все фото кликабельны до 3648х2736 МАЗ-205 — советский тяжёлый самосвал с колесной формулой 4x2 выпускавшийся серийно Минским автомобильным заводом с 1947 по 1965 годы, являлся усовершенствованным вариантом самосвала ЯАЗ-205. (wikipedia) 02. До начала 50-х МАЗ-205 являлся единственным производимым в СССР тяжелым самосвалом. С 1951 года на Ярославском автозаводе начался выпуск более грузоподъемного самосвала ЯАЗ-210Е, однако он производился в недостаточных количествах, поэтому наиболее массовым из тяжелых самосвалов продолжал оставаться МАЗ-205. Самосвалы этой модели трудились практически на всех стройках страны. МАЗ-205 зарекомендовал себя как простой и неприхотливый автомобиль и экспортировался в Египет, Монголию, КНР. 03. Тем не менее ко второй половине 50-х самосвал значительно устарел. Деревометаллическая кабина, двухтактный шумный дизель, кузов уже недостаточного объёма и без защитного козырька над кабиной. Все это говорило о том, что самосвалу требовалась замена на более современную и совершенную модель. В 1958 году на заводе был построен опытный образец самосвала МАЗ-503 с совершенно иной, более прогрессивной компоновкой с кабиной над двигателем. Однако путь на конвейер занял у новой модели целых 7 лет, а потому всё это время порядком устаревший МАЗ-205 продолжал выпускаться заводом. Основная масса МАЗ-205 начала заменяться в автохозяйствах страны с конца 60-х по середину 70-х, однако некоторые самосвалы-долгожители продолжали эксплуатироваться и в 80-х годах. 04. Двигатель на своём месте, все ремни, электрика не тронуты. 05. Тормозные шланги на месте. Похоже, что при желании, автомобиль можно оживить. 06. Хотя в кузов лучше ничего не грузить. 07. Деревянная кабина закрыта, но пассажирское стекло выбито (причём совсем недавно, видны осколки на ступеньке) 08. Благодаря этому Младший смог сделать снимок интерьера. 09. Ссылки: Wikimapia Точка на Yandex KMZ-файл Координаты: 54° 8'57.86"С 37°42'20.55"В